On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила Форума лежат ЗДЕСЬ. Чтение обязательно для желающего избежать страх и риск.
Регистрация новоприбывших ТУТ.
We do not exist. Move along... (c) Tremere.com

АвторСообщение
Маг Дома и Клана




Пост N: 53
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.06 23:06. Заголовок: Тавматургия: история, теория, проблематика.


Дорогие коллеги! Не кажется ли Вам, что мы слишком долго живём - в смысле, без нормальной системы магии, а также без понимания, какое место Наука и Искусство Тавматургии занимает в нашем существовании?

Я взялась хотя бы частично исправить ситуацию. Сие - как часть информационного пакета на Стефановскую игру, так и общая концепция истории и теории. Выкладываю по мере готовности. Прошу любить и критиковать во все найденные щели.

О Науке и Искусстве Тавматургии: базовая теория ритуалов.

Юным Собратьям я, возможно, покажусь старомодной. Смешно, конечно, это слышать – всю свою сотню с небольшим лет, я считалась одним из самых махровых Транзиционалистов1. Но, тем не менее, я маг, и, к тому же, специалист по ритуалам – а сейчас я всё чаще слышу неприятно режущие мне слух фразочки из уст детей самого короткого века в нашей истории. В этот век оружия массвоого поражения, мгновенной сотовой связи, самолётов, летающих быстрее звука – кому, казалось бы, нужны наши “устаревшие” ритуалы, наши старые слова и арканные фразы?
На самом деле, всё просто. Можно выиграть битвы, но проиграть войну. Можно выиграть войну, но проиграть политически так, что это станет только шагом к концу. Можно выиграть в политике, но сделать ошибку в общевампирской жизни, и быть съеденным оборотнями. Смысл вот в чём: как правило, побеждает тот, кто работает на более базовом, более глубинном уровне мироздания.
Знаете, в чём разница между физикой и магией? Очень просто. Возьмём столь любимую вами, молодёжь, аналогию с компьютерами. Те, кто пользуются оболочками без модификаций – какой-либо из них, от Виндоус и до Линукса – обычные люди. Собратья – те, у кого есть расширенные права доступа, “продвинутые юзеры”. На этом уровне, кстати, работают и некоторые учёные или те, кто обладает аномальными способностями среди людей. А есть программисты. Те, кто может переписывать сами законы, по которым обычно работает мир. Это и есть мы – это и есть магия. Это не обязательно делать, если уже есть удобное средство в какой-то оболочке. Если что-то сделано до нас, или есть более эффективный метод, то изобретать велосипед вовсе ни к чему. Но если вдруг возникнет необходимость, мы всегда можем сесть за системный код, то есть, разработать ритуал. А ещё у нас есть маленькие программки, хорошо работающие и удобные, позволяющие работать эффективнее – это наши основные ритуалы. И ещё - все мы начинаем работу из-под Виндоус. До программистких премудростей приходится докапываться самим. Такая вот Матрица, да.
Мне приходило слышать разные возражения против этой аналогии. Говорят, что всё равно ведь в конечном счёте есть программное обеспечение, и оно железобетонно – да. Это закон Воли, к нему мы ещё вернёмся. Спрашивают, а насколько можно переписать реальность – отвечаю. Настолько, насколько хватит Воли и умения. Мир намного сложнее любого компьютера. Порадую вас тем, что ещё никто даже до уровня ДОС-а не доходил, что уж говорить о самом системном коде напрямую! Командная строка, правда, есть, хоть и в рамках Виндоус.
Эта командная строка – ритуалы.
Что такое, по сути своей, ритуал? Ритуал суть эффективный выход за пределы Времени и Пространства. Это вынесение себя за скобки, за изнанку Мироздания, чтобы получить возможность вносить изменения в сам Мир2.
Теперь, думаю, любой sapiens осознает, насколько ритуалы – страшная штука. С соответствующим знанием и умением ими можно сделать буквально что угодно. Без них, впрочем, тоже – но последствия, скорее всего, будут совершенно не теми, которых пытались достичь незадачливые ритуальщики. Ритуалом очень легко поломать себе локальную реальность: сойти с ума, создать проблемы с начальством, наконец – просто погибнуть Окончательной Смертью3 Поэтому, это не то средство, с которым можно баловаться.
Впрочем, существует такая штука, как более-менее стабильный ритуал. Вы все о них знаете, почти каждый из вас имеет хоть один, но в запасе. Рассмотрим самый ортодоксальный из них: создание темноты, защищаюшей от солнечного света. Уже представляю ваши лица, молодёжь - всем так или иначе приходилось это учить! Пока нарисуешь эту огромную кучу сигиллей, соблюдая ритуальное молчание и полную концентрацию, обычно проходит не менее часа, а после него с непривычки мигрень обеспечена. Тем не менее, более опытные Тремеры понимают, что тем этот ритуал и ценен, как обучающее пособие.
Небольшая задачка на сообразительность: в этом ритуале есть всё, что характеризует, как правило, ритуал более высокого уровня мощности. Приблизительное время – около часа, при том, что даже ритуалы пятого уровня мощности занимают, как правило, полчаса. Огромное количество разных переменных, требующих немалой концентрации. В принципе, очень сложный и могущественный результат (кто сомневается, прошу читать про свойства солнечного света и то, насколько тяжело от него защититься при помощи вампирских способностей). Внимание, вопрос: почему этот ритуал причислен к Первому Кругу?
Кто понял, молодцы. Кто не понял, подсказка: у кого-нибудь из вас пост-эффекты при неправильном выполнении этого ритуала были? То-то же. Ещё одна: тысячу лет назад, прототип этого ритуала считался Четвёртого Круга сложности.
Безопасность, господа. Потому и учат вас на этом ритуале, что в его канве очень сложно пойти не так. Понимаю, звучит парадоксально, при том, насколько он сложен. Поясняю: потому и фигура в ритуальном кругу такая до умопомрачения сложная, и сигиллей так много. Они компенсируют любые мелкие помарки, а, в крайнем случае, аннулируют эффект. Вы не отрастите себе случайно третью ногу, или не ослепнете, если собьётесь. Вы просто не добьётесь эффекта – затем и все эти сложности с рисованием кругов и звёзд и имён. Вы учитесь делать более сложные вещи на относительно безопасном примере4.
Это и есть стабильный ритуал. То, что выверено до мелочей, до невозможности ошибки. Это и есть наши распространённые ритуалы. Тем не менее, чем выше ритуал по мощности, тем он, как правило, опаснее. Третий круг – уже шанс себе серьёзно навредить. С Четвёртого начинается возможность гибели. С Пятого - хуже, чем просто гибели.
Я говорю как правило, потому, что отнесение ритуала к Кругу – дело, во многом, бюрократическое. Это общая сложность его выполнения, плюс опасность, плюс требование к умению контролировать Кровь. Кстати, о последнем – это отдельная статья.
Кровь, дорогие коллеги – это наше всё. Вы чувствуете это на инстинктивном уровне: каждый из вас да был уже голоден по-настоящему. Кровь – это то, из чего вы, в буквальном смысле слова состите. Да-да – ваша физиология только имитирует человеческую. На самом деле, всё, что вы есть – это сгусток мимикрирующей крови. Она создаёт видимость вас. Во всех смыслах этого предложения. Ещё не страшно? А должно быть.
Для того, чтобы понять, что такое кровь, и почему ритуалы и Пути требуют её затрат – поэтому, как видите, нам не обойтись без этой истории - нам придётся рассмотреть, собственно, ей свойства, и вернуться назад во времени – туда, откуда брал свои истоки вампиризм.
Говорят, что Каин убил Авеля, а затем был проклят. Большая часть Собратьев отмахиваются от этого, как от очередного мифа, или же как от аллегории победы общества кочевников над обществом собирателей5. Мы же так не считаем.
Само собой, всё в этом Мироздании является следствием чей-то проявленной Воли. Одна из первых вещей, которой научатся на практике те, кто будут заниматься тавматургией дальше, это то, что у всего окружающего есть своя Воля. Она есть даже у социальных образований. Каждый из Кланов, например, можно рассматривать как целостную сущность, обладающую единством, и имеющую свою Волю. Классический пример эффективности подобного метода – проклятие, которое было наложено на всех Ассамитов. Как только человек входил в сообщество Ассамитов через Становление, становился частью этого гигансткого существа, он оказывался подвержен проклятию. Это ли не сила? Каждый Клан ведёт себя как организм, а мы – их клетки6.
Тем не менее, большую часть Воль мы не ощущаем, как непосредственную причину событий. Например, существует Дух всей Земли, гигантское создание с кодовым именем Гея7. Навряд ли вы сможете с ней пообщаться так, как смогли бы, при должном умении, поговорить с деревом. Она думает масштабами континентов, её слова – экологические катастрофы. Внимательно смотрите на то, сколько людей в них гибнет последнее время, и мотайте на ус, как нельзя обращатсья с духом того места, где вы живете8? Её Воля влияет на нас каждый день – но мы не чувствем это, как непосредственная причина. Автограф слишком большой: мы видим пятна чернил, но не можем, если не постараемся, сложить это в целостную картинку. Масштаб не тот.
Тем не менее, в вампирах «авторский почерк» намного более узнаваем. Я не буду сейчас слишком вдаваться в детали – сами найдёте, если захотите – кроме того, что есть версия, что вампиры были чьим-то целенаправленным экспериментом. Возможно, Иегова – который сейчас действительно является богом иудеев, и не тем созданием, с которым можно шутить без последствий – когда-то был магом, и проклял некоего Каина. Быть может, это сделал кто-нибудь ещё. Но масштаб действия грамотной разработки человеческого мага – дополнительным доказательством чему было то, что наши Старейшины смогли повторить этот подвиг.
Как, скажете вы, человеческого мага? Так они же вымерли? А те, что остались, спички не могут телекинезом сдвинуть?
Правильно говорите. Но вернёмся к временам давним – тысячу лет назад, где сомневавшиеся в том, что законы Мироздания можно переписать, получат опровержение своему тезису.
Те из вас, кто когда-нибудь доберутся до анналов той давности, получат потрясения мозга, когда будут читать о тогдашних возможностях. Когда Клан и Дом Тремер был Домом Тремер, некоторые из наших занимались исследованиями в тех направлениях, которые неофициально не одобряются, как очень сложные, и имеющие 95-процентную смертность. Маги того времени исследовали природу Времени и Пространства, путешествовали по Умбре (то, что нынче называется модным словечком Астрал. На самом деле, Астрал только часть Умбры – то место, где живут планетарные духи), даже переписывали судьбы. Всё это нам теперь недоступно. Потому, что тот, кто придумал вампиризм, озаботился тем, чтобы это было именно проклятьем.
Условия задачи даны. Спрашивается, по какой причине Дом Тремер понесло в эксперименты с вампиризмом? Бессмертие, господа, не ответ. Эффективное бессмертие у человеческих магов тех времён было, они могли продлевать свою жизнь, пока она им не надоедала. Да и что такое бессмертие для человека? Отказ от выхода из дома? Впрочем, это отдельный разговор. Вопрос отстаётся.
Без введения дополнительных данных, понять действительно сложно. Потому, что вампиризм – страшно неудобное для наших целей состояние. Все его возможности могли быть сымитированы ранее, и не было его ограничений. Но об этом подробнее – потом.
По причинам неизвестным9, тысячу лет назад Мир начал меняться самым неприглядным для нас образом. В то время, когда мы были Домом Тремер, было очень легко его менять – допустим, создать место с иными законами физики маг средней руки вполне мог. Но мир стал застывать, и создавать перемены становилось всё сложнее и сложнее. Причины тому мне неизвестны. Но все маги того времени стали лихорадочно искать выход из положения. У всех была своя теория о том, что можно сделать.
Старейшины Дома Тремер нашли, пожалуй, один из самых радикальных выходов. Они решили, что менять мир в данном случае не выход. Почему они так решили можно узнать только у тех, кто непосредственно занимался данной проблемой. Возможно, изменения были слишком глобальные, и мы не успели бы выжить. Возможно, они велись целенаправленно, и мы не смогли добраться до врага. Причины, повторюсь, неизвестны. Но Старейшины приняли, как оказалось, единственно верное решение.
Если вы хотите выжить в изменившемся мире, изменитесь сами, не теряя своей сути. Практически нереальная задача при такой постановке вопроса – но она была выполнена, хотя и с трудом.
Было замечено, что Мир становится болеее статичным, более конденсированным. А наша магия того времени, да и сами мы, были очень динамичны и более легковесны, если вы понимаете, о чём я10. Мы могли устроить давление на реальность – но, как правило, требовалось только лёгкое касание. Потом, этого перестало быть достаточно. Более тонкие уровни воздействия попросту стали отсекаться от физической реальности, и воплощались в Бытие, если везло, раз из десяти. Тогда Старейшины приняли решение изменить саму нашу сущность так, чтобы мы сами стали ближе к статичной природе реальности, чтобы воздействия были более грубые, но более мощные. Всё те же закулисы – но другой метод воздействия, раз старый оказался несостоятелен, а добраться до более глубоких уровней Мироздания возможности не было11.
Техническое задание было поставлено – остался лишь вопрос, как? И тогда Старейшины обратили внимание на вампиров, давно изучаемых в Ордене, как пример великолепно созданной расы. У вампиров была одна особенность, которая сделала их подходящей для нашей цели. Эта особенность – умение выделять из живых существ чистую Силу, и использовать её для поддержания собственного существования и как топливо для собственных способностей. Через что?
Кровь. Конечно же, кровь. Кровь вампира есть концентрированная Сила – то, что когда-то звалось Тэсс. Что такое Тэсс? Liber Vis, один из трактатов Дома, даёт нам такое определение: «Тэсс – сама Реальность, субстанция вещей, отделённая от них в самостоятельное Бытиё. Ей можно пользоваться, как резервами собственного организма.» Когда вампир пьёт кровь, он высасывает эту Силу, и превращает её в универсальное топливо для своих способностей. Витэ вампира, заметим, есть материальный концентрат, что очень важно для наших методов.
У данного метода, правда, есть один серьёзный минус – но который в нашем случае оборачивается плюсом. В процессе материализации, эта Сила обретает несколько иную консистенцию, чем она имеет у людей: она становится гораздо более медлительной и статичной, и очень устойчивой ко всевсозможным внешним модификациям. Это есть источник того, что большая часть косметических изменений у вампиров регенируют с рассветом. А также это источник того, что этой силой можно пользоваться в очень ограниченных рамках, имеющих название «Дисциплины». Она с трудом поддаётся модификации, и заставить её выполнять что-то, не заложенное в замысле создателя вампиров, очень сложно. Впрочем, каждому из вас известны трудности обучения тавматургии, а некоторым, быть может, даже ведомо насколько сложно выучить Дисциплину, принадлежащую другому Клану. Это всё проистекает из одного источника. Кровь вампира – крайне стабильный вид Силы: в этом её преимущества и недостатки. Глобальное изменение не затронуло её, как не затронуло и некоторые наиболее стабильные ритуальные формы12. Именно на синтезе этих двух возможностей и получилась тавматургия. Именно за неё мы заплатили возможностью свободно менять Мироздание.
Особые оптимисты, возможно, спросят: почему же мы променяли такую динамическую магию, пусть и ослабевшую, на подобное? Да потому, что никто из вас сейчас не найдёт смертного мага сильнее даже не слишком опытного тавматурга. Существовавшие когда-то Ордена распались по причине того, что их магия через какое-то время перестала работать окончательно, а Искусство забылось среди смертных13. Как маги, выжили только мы. Пусть нам и пришлось ради этого умереть14.
Вопрос, который я не буду выносить в скобки: а можно ли изменить мир так, чтобы снова получить больше возможностей – так, как раньше?
Ответ: всё можно. Но если вы найдёте, как провести настолько глубинное изменение, и сможете претворить его в жизнь... Ну, будущий Архимаг, тогда будет совсем другой разговор.
Впрочем, изменился только источник нашей Силы, из чего последовала некоторые особенности её использования. Например, в большом почёте до сих пор Гильдия Аурума, Гильдия Золота, хотя алхимиков вам видеть, наверное, приходилось не так много (если вы не принадлежите к тем немногим, которые присоединились к Гильдии на протяжении этого века). Золотая Гильдия держится особняком... И немногие знают, что именно они с их, казавшимся тогда всем нормальным магам безумным, принципом алхимической трансмутации15, ответственны за то, что мы вообще смогли вбить хоть какие-то новые принципы в кровь. Да будет вам известно, что Золотые Иглы – изобретение именно алхимиков, умудрившихся сконцентрировать передачу опыта в сравнительно быстрый и очень болезненный процесс.
Стоит особо отметить, что именно так и достигается любой новый эффект в нашем нынешнем состоянии. Требуется энное количество повторений, очищений уровня понимания, чтобы хоть что-то сработало у каждого отдельного мага. Изучение Путей тавматургии отнимает годы именно по этой причине.
Что же ритуалы? Много проще. Ритуалы лишь частично опираются на кровь, как на один из принципов, по той причине, что они используют те системы, которые частично пережили трансформацию Мира. Иногда, они требуют столь незначительного усилия для запуска сложного механизма кругов и слов, что оно сравнимо с нажатием красной кнопки на ядерном чемоданчике. При правильном построении, они не требуют модификаций самой Крови – только Силу, которая выделяется при её использовании. Вам известны ритуалы, не требующие затрат Витэ – это они и есть, они используют ту Силу, которая сгорает в вас каждую ночь, поддерживая ваше существование.
Ритуалы суть лучшая иллюстрация великого Принципа Знания. Они очень техничны, в смысле художественны16: если сумеешь проникнуть в суть системы, по которой строятся ритуалы, если сумеешь правильно построить ритуал, то ты сможешь добиться изумительного результата при сравнительно малой затрате сил. Как классический пример, «Изгнание внутреннего Демона». Нет другого ритуала Первого Круга, который был бы столь полезен – именно потому, что он не требует мер предосторожности, и может быть проделан фактически незаметно, будучи подготовленным заранее. А особо умелым ритуальщикам подготовка даже не нужна17. Это сложное искусство, строить лестницы значений, а потом запускать их в ход, сложное и опасное. Но оно того стоит – ибо преимущества, которые они дают, уникальны.
Тем не менее, наши ритуалы очень статичны. Специально для тех, у кого глаз расширились от бесконечности возможностей: я ни разу за свою довольно долгую18 жизнь не встречала работающего импровизированного ритуала, хотя слухи подобные были. У меня есть личное подозрение, что причина этому такова: для того, чтобы возник надлежащий эффект, ритуал должен быть целостностью. Выходить за пределы пространства-времени, не оформив свои намерения – в лучшем случае бесполезно, в худшем - самоубийство. На то, чтобы грамотно стабилизировать ритуал, уходит долгое время. Проверяется всё только практикой. Всё просто.

Сноски:
1. Потому именно мне вручили задание написать учебник по магии для тех, кто ещё младше. Начальственные наказания порой принимают очень, хм, эффективные формы.
2. . Вопрос: почему, если во время ритуала мы выходим за пределы нашего Пространства-Времени, ритуал вообще можно прервать?
Ответ: Выход эффективный, то есть, мы одновременно находимся и в нашем здесь-и-сейчас и за пределами этого мгновения. То есть, пока мы действуем там, мы всё ещё здесь. То, что мы давим на кнопки и вводим программный код абсолютно не значит, что мы в самом деле находимся внутри комьютера
Вопрос: а можно оказаться внутри компьютера?
Ответ: всё можно. Вопросов, на самом деле, два. Первый – как? Второй – а зачем?
3. Вопрос: а можно ли ритуалом поломать глобальную реальность?
Ответ: Теоретически, можно – чем-то вроде эффекта бабочки, да. На практике же, Мир – невероятно стабильная, для такого бардака, система.Скорее всего, неудавшееся изменение просто «погаснет», как круги по воде. Проблема в том, что иногда подобного рода «погасшие» эффекты всплывают столетиями спустя...
4. Вопрос: а можно разобрать этот ритуал так, чтобы добиваться того же эффекта проще и быстрее?
Ответ: всё можно. Попробовать. И тем самым повысить риск до заоблачных высот. Этот ритуал – истинное произвездение тавматургического искусства. Сделать такой эффект безопасным – это надо быть гением. Вы сначала разберитесь во всех компонентах и их взаимодействии в этом ритуале – уже работы, быть может, на десяток лет! Небольшой пример: фигура в кругу совершенно бесполезна для любого другого ритуала. Она очень чётко специализирована, ей нельзя стабилизировать.другой ритуал – она просто аннулирует его эффекты. Ритуал работает через миниатюрную лазейку дизайна, именно с подобными ограничениями.
5. Вот, что случается, когда Гангрелам попадает в руки Маркс-Энгельс... Смотрите, Птенцы, и учитесь, как не стоит вести научные исследования...
6. Вопрос: а можно пойти против собственного организма? Есть ли у нас свобода воли?
Ответ: всё можно. Только раковые опухоли, как правило, вырезают. А мы умеем делать это эффективно, так как у Клана Тремер тоже есть собственная Воля, и он тоже хочет жить.
7. То, которым мы пользуемся для удобства. Настоящее её Имя я не знаю, но предполагаю, что выговарирвать его надо будет часа полтора-два, если не больше.
8. Да, представляете, Клан Тремер периодически занимается экологией окружающей среды. Потому, что против одного извержения вулкана приём можно найти. А если вся земля будет затоплена лавной, это будет намного сложнее. Легче сразу поддерживать добрососедские отношения.
9. В архивах причин нет, а так мы можем только пусто спекулировать – чего мне хотелось бы избежать. Если у кого-то из вас хватит наглости, можете спросить у тех, кто тогда жил – они знают. Но панихиду заказывайте себе сами.
10. Очень сложно говорить словами о многомерной модели мироздания. Были и сложности тогда, и непомерная тяжесть – но в целом всё двигалось легче и быстрее.
11. Будь возможность, сделали бы.
12. На которых и основываются остатки смертной магии – именно поэтому изредка у смертных что-то получается.
13. Официальной датой окончания эры смертной магии в истории Дома и Клана считается 1645 год, когда смертные остатки Ордена, к которому принадлежал некогда Дом Тремер, попытался магией повернуть ход одного из сражений смртных, и были пожраны собственной магией, в последний раз сработавшей не так, как должна была бы.
14. Такова парадоксальная природа магии. В целом, подобное является нормальной ситуацией.
15. Более известным в наших кругах как принцип, «Если долго мучаться, что-нибудь получится!» Краткий принцип работы: при многократном повторении операции очищения/загрязнения над субстанцией можно, в конечном счёте, получить качественно иной результат.
16. Самое время вспомнить о том, что в своё время ars и technos были одним и тем же.
17. В этом конкретном случае.
18. Как для мага-исследователя.

Nec pulvis, nec flamma, nec tempestas, nec timor. Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Друг клана Малкавиан




Пост N: 6
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 11:20. Заголовок: Re:


Прочитал с удовольствием!
Спасибо.

Не бойся смерти - бойся бессмертия.

Wake The Nightmares In My Head!!!
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Пост N: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.06 12:53. Заголовок: Re:


Должен признаться, прочитанное было весьма познавательным, как бы я не нелюбил книги в целом и чтение в общем. Благодарю за столь интересную лекцию и с нетерпением жду продолжения.

Я конечно псих, но еще не идиот! (с) Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Вечный Неонат




Пост N: 17
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.07 12:27. Заголовок: Re:


Поддерживаю Эдварда.

Не играйте в Человечность,Собратья! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 6
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.07 18:24. Заголовок: Re:


Очень интерестный взгляд... Спасибо - масса удовольствия...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет